Поначалу я не хотел смотреть этот фильм, так как не чувствовал в нем чего-то нового. И как оказалось, я был прав.
Не стоит говорить об сюжете этой картины – Дюна. Часть первая (полное название), он полностью соответствует лору или роману-первоисточнику Фрэнка Герберта, с небольшими отклонениями. Как и обещал Дени Вильнёв.
Пол Атрейдес вместе со своим Домом отправляется на Арракис, место добычи спайса, необходимой для существования Империи пряности. Но по прилету на эту опасную пустынную планету он становится свидетелем предательства и нападения другого Великого Дома Империи Харконненов После чего он оказывается в пустыне... И так далее..
Эта величественная история возвышения и падения Дома Атрейдесов была рассказана уже в паре фильмов и минисериале. Ничего нового в этом фильме о вселенной Дюны зритель не увидит. Ну, я точно ничего нового не узнал. Быть может, наверно, пока? Я читал роман, и смотрел, кажется, все его экранизации.
Можно ли назвать эту картину монументальным полотном? Наверное можно, в ней всё уравновешено, спецэффекты и интриги происходящего, проработанность деталей показанных техники, ландшафтов и смысл диалогов.
Но если понимать, что это экранизация монументального романа, то стоит признать, что это, в первую очередь, заслуга первоисточника.
Актеры бесспорно хорошо попали в образы своих героев. Но есть и отсылки к предыдущим экранизациям романа, в образах самих героев и окружении.
Стоит отметить, что костюмы героев под стать пустынной планете, не слишком вычурны, как в предыдущих фильмах о Дюне.
Порадовало, что режиссер не слишком пошел на поводу толерантности, и оставил главных героев wasp'ами (whitе] anglo-saxon protestant), хотя наверно было и интересно представить в роли Пола Атрейдеса какого нибудь молодого чернокожего актера... например, не знаю... черт никого не могу представить в этой роли. Марлона Уайанса из Чуваков? Или Бубу как там его...
Чернокожие актеры в фильме есть, но выглядят органично, тот же Джейсон Момоа, хотя постой, он же гаваец. Но в фильме много не европейских лиц, арабы, какие-то берберы, черт их побери, ну и нег.. афроамериканцы.
Наверно стоит обсудить видение этой истории режиссером фильма Дени Вильнёвом.
С моей точки зрения видение Вильнева оказалось более метафизическим, мистическим. В фильме хорошо показаны сны и видения Пола (или все же Пауля? Как настаивал сам Фрэнк Герберт), как эти сны-представления меняются по мере выбора в реальности, как отсекаются одни параллели реальности и возникают новые ветви будущего.
Бедный Пол, видеть как ты можешь умереть и все же избежать этих будущих, в которых ты умираешь. Понимать, что ты может Избранный, а может и нет. Так действительно можно сойти с ума.
Фильм красивый, зрелищный, но когда ты знаешь, что сейчас произойдет и чем закончится, то становится немного скучно смотреть. Вот он недостаток возраста и начитанности.
С некоторыми отступлениями, как я понял, от образов героев и показанных достопримечательностей, например, кажется, в минисериале, во дворце был закрытый сад, на полив которого уходило много ценной воды, здесь же, в фильме, были показаны только пальмы возле дворца.
И я не помню участия в спасении Пола и его матери имперского ботаника или кто он там, в предыдущих экранизациях.
Только все же интересно смотреть, как меняются видения Пола, угадывать, что произойдет в действительности дальше, кого он точно встретит.
Видно, что режиссер набил руку на предыдущих картинах и бережно отнесся ко всем намекам в романе-первоисточнике.
Два с половиной часа фильма смотрятся безотрывно и не надоедают. Правда я посмотрел за два вечера, так уж получилось.
Задел на продолжение хорошее, думаю можно посмотреть и продолжение фильма, выходящее, кажется, в 2023 году?